Свет надежды
В известной сказке Клайва Льюиса «Лев, колдунья и платяной шкаф» в Нарнии — бесконечный декабрь и никак не наступает Рождество. Невыносимо, если подумать. Без предстоящих Рождества и Нового года декабрь было бы просто невозможно выдержать. Эти первые холода, постоянная сизая мгла за окном, бледное солнце, спрятавшееся за низкими унылыми тучами... И гнетущая мысль, что это — только начало.
Но уже с начала декабря, а то и раньше, серые, часто еще бесснежные улицы расцвечиваются мишурой и яркими украшениями, в ранних декабрьских сумерках веселит глаз разноцветная иллюминация, а зелень пахучей хвои заменяет облетевшую листву садов и парков. Впереди — праздники!
Странно, что есть люди, которых это не устраивает. Они старательно доказывают, что на самом деле Иисус родился не зимой, что Церковь установила эту дату произвольно, заменив Рождеством языческий праздник в честь возрождающегося Солнца.
Даже если это так — ну и что? Если уж точная дата исторического Рождества не известна — почему бы не выбрать именно такое время? Очень символично, по крайней мере. Вот ведь — и холодно, и большая часть зимы впереди, и чему бы радоваться? Но что-то уже чуть-чуть изменилось в движении светил, и скоро начнет увеличиваться день, а там и до весны недалеко!
Самое время вспомнить, как когда-то в безнадежном сумраке древности произошло мелкое, совсем вроде бы незначительное событие: в отдаленной римской провинции у никому не известной пары родился ребенок, которого назвали Иисусом. И с Ним, как с прибывающим солнцем, в наш мир пришла надежда. Человечество, конечно, не изменилось сразу; в иные эпохи казалось, что стало только хуже. Но ведь и зима не проходит после зимнего солнцестояния. Впереди морозы, снегопады, простуды, и все же — решающее изменение произошло, и весна обязательно наступит.
Если жизнь по какой-то причине напоминает холодный безрадостный декабрь, не нужно отчаиваться. В самое темное и страшное время Христос может подарить надежду. Потери, неудачи, болезни и приближающаяся смерть — порой мрак кажется беспросветным, и ничего хорошего уже не ждешь. Но нет тьмы, которая стала бы преградой для Того, Кто есть Свет миру!
Стоит только поверить — хотя бы настолько, чтобы просто позвать Его — и начнутся перемены. Они могут сначала быть совсем небольшими, но однажды замечаешь, что на сердце теплее, и в жизни стало больше света. А потом, долгожданный и неизбежный, как весна после долгой зимы, наступит день, когда «... взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его...» (Мал.4:2).